"ВКЛАД КРЫМСКИХ ТАТАР В КРУШЕНИЕ БАНДИТСКОЙ
ВЛАСТИ СОВЕРШЕННО НЕ ОЦЕНЕН"
Я — крымский татарин. Я сын этих солнечных гор.
К которым сегодня прокрался украдкой, как вор.
Брюзгливый чиновник, потупивши рыбьи глаза,
Мне выдал прописку на двадцать четыре часа.
Поклон Аю-Дагу и сизой, туманной Айле!
Как долго я не был на горестной отчей земле!
Вот дом глинобитный, в котором родился и жил.
Ах, как он разросся, посаженный дедом инжир!
А наш виноградник и крошечный каменный сад,
Как прежде, наполнены праздничным звоном цикад.
Тверды и упруги, темны от дождей и росы,
Как дедовы руки — бугристые мышцы лозы.
Мускат дозревает! Да мне урожай не снимать.
Крадусь по задворкам отцовского дома, как тать.
Вот белый колодезь и тоненький, певчий родник…
В саду копошится какой-то лихой отставник.
Он погреб копает (а может быть, новый сортир?),
Ах, что он наделал — он камень в углу своротил!
Плиту вековую под старой щелястой айвой,
Где все мои предки лежат — на восток головой!
Он думает — козьи, и давит их заступом в прах, —
Священные кости… Прости нечестивца, Аллах!
Как долго и трудно мы смотрим друг другу в глаза.
Он кличет кого-то, спуская гривастого пса.
Не надо, полковник! Я фруктов твоих не возьму.
Хозяйствуй покуда в моем глинобитном дому.
Я завтра уеду обратно в далекий Чимкент.
Я только смотритель, хранитель отцовских легенд.
Непрошеный призрак, случайная тень на стене,
Хоть горестный пепел стучится и тлеет во мне.
Я — совесть и смута, и чей-то дремучий позор.
Я — крымский татарин, я сын этих солнечных гор…
---------------------------------
Гульнара Бекирова 31.03.2006 г.
C Алексеем Олеговичем Смирновым (Костериным) я беседовала 17 марта 2006 года, в день 110-летия его деда - писателя и правозащитника Алексея Костерина. Однако наша беседа коснулась не только судьбы его замечательного родственника. И это скорее естественно, чем удивительно: Алексей Смирнов - личность, заслуживающая внимания не только и не столько как внук известного человека. Этот обаятельный и улыбчивый человек - бывший политзаключенный, историк диссидентского движения в СССР и один из российских правозащитников.
C Алексеем Олеговичем Смирновым (Костериным) я беседовала 17 марта 2006 года, в день 110-летия его деда - писателя и правозащитника Алексея Костерина. Однако наша беседа коснулась не только судьбы его замечательного родственника. И это скорее естественно, чем удивительно: Алексей Смирнов - личность, заслуживающая внимания не только и не столько как внук известного человека. Этот обаятельный и улыбчивый человек - бывший политзаключенный, историк диссидентского движения в СССР и один из российских правозащитников.
Я думаю, будет правильно, если
наш разговор начнется с сегодняшней даты... Алексея Евграфовича Костерина наши
читатели знают как друга и защитника крымских татар. Его статья "О малых и
забытых", посвященная судьбе репрессированных народов СССР, была одним из
значимых явлений самиздата 1960-х. А каким запомнился дед Вам?
"Крутым", как сейчас говорят молодые... Дед же колымчанин, "старый каторжанин", как он себя называл. Да и звали его на Колыме - "Батя", что очень заметно по его "классической" фотографии, которая многократно опубликована в различных изданиях... Помню, что основные воспоминания деда были связаны с Чечней да с Колымой.
Дед крепко "вбил" в меня и уважение к другим народам, и к своей стране, в которой чувствовал себя хозяином. Он считал себя лично ответственным за окружающее, за свою землю и все, что на ней есть. Это, как сейчас кажется, остатки того раннеромантичного большевизма: "Мы наш, мы новый мир построим...". Вот построил, наконец, а тут непорядок. Значит надо сразу вмешиваться. Быстро и без рассуждений! Прямая, непосредственная реакция на зло, хоть даже и мелкое.
Как-то шли мы в начале 60-х мимо магазина, а у входа бабуля продавала семечки. Видим, подходят двое дружинников, начинают ее прогонять - тогда это "спекуляцией" называлось. Бабка плачет. А дружинники ей и говорят, что, мол, давай-ка, насыпай нам в карманы, тогда отпустим...Дед мгновенно налился кровью и кааак заорал на них... страшно так, я ж маленький был. Лишь позже я узнал - лагерный, тюремный был этот взрыв. И "молодцы" те тоже перепугались, почуяв необычную такую энергию, сразу смылись.
Примерно так же он реагировал и на куда более страшные вещи, вроде геноцида тех народов, которые так любил, особенно кавказцев. Оттуда он принес в семью особые традиции справедливости, поведения, в том числе уважения к старшим, неприязни к любому шовинизму, превосходству одной какой-то нации...
К нам часто приходили дедовские друзья-чеченцы еще с гражданской войны. Тогда же большевики были восприняты как освободители от реального царского империализма. Поэтому их и приняли как своих. И я однажды спросил дедушку, как же так, почему те же чеченцы уже сейчас не могут полностью воспользоваться ленинским "правом наций на самоопределение" и немедленно уйти из СССР? На это дед ответил, что тут диалектика - надо посмотреть, кто именно хочет такого, какие классы? Для пролетариата же не нужно куда-то уходить!
И я успокоился. На время. При всей такой диалектике, не заведомо злой или обманной, была одновременно, повторяю, и такая мгновенная реакция на зло. При этом дед и ожидал и требовал такого же от наших партийных вождей. Он считал их молодыми, он САМ делал эту революцию, эту новую страну. А что были ошибки и преступления, то, вот, сейчас их и поправим, все вместе, группой товарищей.
Всю или почти всю эту идеологию, как помню, взяли на вооружение и многие крымские татары. Причем, я уверен, так же искренне, как и мой дед, несмотря на кажущиеся сейчас предположения, что это выглядело временной тактической игрой для одной цели - домой!
Первым, кто отказался от таких "ленинских" исходных посылок активности, был, пожалуй, Мустафа Джемилев, молодой да ранний, уже начитавшийся самиздата, наобщавшийся с московской продвинутой интеллигенцией, которая все более заменяла стариков-ленинцев в оппозиции советскому режиму.
А кого из крымских татар, кроме Мустафы Джемилева, Вы еще знали? Вообще интересно, какое первое впечатление на Вас - мальчика из интеллигентной московской семьи - произвели крымские татары?
Впечатление произвели пугающее. Я начитался псевдоисторических книг про татаро-монгольское нашествие, да и в школах непрестанно пугали этим. Казалось, что все беды на Руси - от татар, а какие они там, крымские али казанские, неведомо, даже еще страшнее - эк как их много разных, ползут отовсюду, окружают...
Но не крымские татары (Мустафу я вообще так не позиционировал, он был старше, говорил со всеми старшими на равных и все про умное), а вот моей учительницей стала Зампира Асанова [в этом месте мой собеседник улыбается; в нашей беседе он не раз с большой теплотой вспоминает Зампиру-ханум. - Г.Б.]. Я же был шестнадцати лет, а тут такая старая и умная тетя - 27 ей, куда мне! Да еще Ленина читала - знала его со страшной силой, я и спорить не мог.
Она часто бывала у деда, но поражала по сравнению с другими своей моторностью, активностью, вечными разъездами и заданиями, которые давала и мне. Я чувствовал себя причастным к творящейся истории, и Зампиру считаю моей первой учительницей в искусстве убегать от слежки, например...Но внешности ее я пугался - вдруг прыгнет на коня, да кааак саблей полоснет, мало ли что... (Смеется.)
Научили в школе, да и сам начитался. Вот тут дед промах дал, не усмотрел, не объяснил. Это ж только сейчас пошли версии исторические, что и крымские татары - не те, а те, кто были, вовсе даже и не иго принесли, а наоборот, порядок, культуру да просвещение...
Важным отличием активности крымских татар от других народов, приезжавших в Москву, была полная, абсолютная вписанность в Москву, ее особенности, менталитет, как сейчас говорят. В своей активности крымские татары как бы "забывали" о своей главной цели, казались (и были!) озабоченными всеми теми же проблемами, что и мы все тут! Казалось, что даже собственные проблемы их менее интересуют.
Не было такого, как у других репрессированных народов: приехали, побродили по московским квартирам, нажаловались, да уехали - нет!..
Ну что могло нас всех - русских ли, евреев, татар и других сблизить больше, чем вот такое совместное противостояние и преследования за него?!
Они (вы!) были, как сейчас говорят, вписаны, встроены в общую, даже мировую работу по изменению нашего общества, вот что чрезвычайно важно, необычно и, к сожалению, практически не понято, не исследовано. Вклад крымских татар в крушение бандитской власти на самой ранней стадии новейшего сопротивления - совершенно не оценен. И это ужасно...
Алексей Олегович, к сожалению, сейчас связи российского правозащитного и крымскотатарского движений значительно ослаблены. Как на Ваш взгляд - историка и правозащитника, - правильно ли это? Ведь это были достаточно "родственные" движения; да и сейчас крымскотатарское движение последовательно отстаивает демократические принципы и, наверное, именно этот воспитанный в рамках национального движения демократизм - основная причина того, что возвращение крымских татар на родину проходит без кровавых конфликтов... Как думаете, есть сейчас у правозащитников и активистов крымскотатарского движения общие темы, точки соприкосновения, как преодолеть некоторую "полосу отчуждения"?
Ослаблены не только связи, но и сами эти движения. Многое изменилось... Но не все. Еще осталось немного свидетелей старых добрых правил. Но бал уже правят совершенно другие люди! Откуда они взялись, я даже не сразу понял. Вроде те же люди, ранее уважаемые, но менее заметные, чем Сахаров, Григоренко, Каллистратова, Подъяпольский, Алтунян, Великанова и многие-многие "авторитеты", эталоны добра и этики. Но они уже умерли, а их место как бы заняли совсем иные, принесли "другую этику". Пришли деньги, а с ними и новые отношения... Это Запад пришел, которого мы тут так долго ждали. Спасибо, дождались.
Но вот потихоньку, пользуясь своей геополитикой, историей пытаемся мы, русские, голову и на восток повернуть, да шея еще не слушается, закостенела - мы ж уже (еще) не русские - советские...
Тут бы нам и помог кто, но кто - узбеки разве? таджики? А если бы вы, наши старые добрые друзья, ставшие нам братьями, с которыми мы пережили то страшное время...
Правильно я понимаю, что под "старыми добрыми друзьями" вы подразумеваете крымских татар?
Совершенно верно! Неужели наш общий исторический опыт, старый потенциал, эта дружба - уйдут, исчезнут? Почему бы не собираться вместе опять? Кто и что мешает? Времени нет? Разные страны?
Но посмотрите на реальность - Украина и Россия тягаются за Крым, демонстративно не замечая ЧЕЙ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ!!!
В обеих этих странах у власти бывшие советские. Где хуже, где лучше, но все оттуда из старого и страшного режима. У них шовинизм - в крови и в плоти, " в животе", как я часто говорю. Они не только не имели нашего опыта познания и спасения национального достоинства, они противодействовали нам. Выражаясь их языком, они наши "классовые враги".
Это не означает, что мы должны их "мочить в сортире", как говорит наш полковник КГБ, но поодиночке они нас сожрут, это точно.
Я переписываюсь со многими своими лагерными друзьями из республик бывшего СССР - одну баланду мы вместе хлебали, понимаем друг друга куда лучше, чем каждого из нас - в своей стране. Это гигантский и искусственно невостребованный потенциал! Ребята это все понимают, поддерживают идею какого-то объединения, для решения тех вопросов, которые оказались, вдруг, общими для всех нас.
Да, это неожиданный, даже удивительный взгляд... Многие ваши коллеги по российскому правозащитному движению заражены вирусом "великорусского шовинизма"... Этот тот "пробный камень", на котором "ломаются" даже самые признанные демократы (уж не говорю о большинстве российского социума, тяжело больного ксенофобией и нетерпимостью по отношению к инородцам всех мастей)
...Так вот. Лучшей и центровой геополитической площадкой для решения наших столь похожих проблем, для хотя бы временного объединения, для реальной народной дипломатии, для выработки наиболее точных прогнозов и верных решений я вижу именно Крым, крымскотатарский народ.
Можно это чуть ли пафосно подать - НОВАЯ МИССИЯ. Но эта миссия - реально же была, она не новая, все это уже было, когда именно крымскотатарские активисты "тащили" на себе московское диссидентство!
Почему бы не организовать периодический международный, межнациональный Форум именно в Крыму? И по новейшим национальным проблемам, по теме бывших и новых политзаключенных - масса же есть важнейших "повесток дня", "вызовов и угроз", которые нельзя решать нам по отдельности!
Почему бы вам не собирать всех нас, разумных "демократов", правозащитников из всех новых, свободных республик?
Мне кажется, идея совместных форумов, направленных на сближение и интенсификацию общения и взаимовлияния очень верная. Я надеюсь, что она найдет отклик не только у наших читателей, но и у тех, кто может способствовать ее воплощению в жизнь...
Убежден - в этом
случае эффективность национально-освободительного движения крымскотатарского
народа стала бы непревзойденной. Это был бы реальный выход на мировую арену,
причем значительно более "крутой", чем унылые сходки, что в ООН, что
в ОБСЕ, что на местных страновых семинарах-тусовках.
Не надо забывать и о начавшемся страшном разделении мира на исламскую и иные цивилизации, на Север и Юг. Нас пугают самыми ужасными, эсхатологическими прогнозами.
Кто будет первым мостом в таком разделении? Кто сможет хотя бы начать преодоление той разобщенности народов, которая, по Сахарову, угрожает человечеству гибелью?
Не крымскотатарский ли народ?!
Может быть, Вы и правы... А теперь мой последний вопрос. Чем занимаетесь сейчас Вы, ваши родные?
Мама и жена инвалиды... Кому счет предъявлять: власти? себе? Сын работает в нашем деле, ведет крупнейший правозащитный портал в Интернете "Права человека в России", я счастлив, что он тоже с нами. А себя называю то зеком в действующем резерве, то "инвалидом перестройки", а то и кавалером ордена Сутулова и медали Горбатова потому, что страшнее нового перестроечного времени ничего не видел. Нет ничего ужаснее, чем терять друзей, видеть предательство и подлости от... своих!
Даже на зоне, в психушке, в Лефортовской и Чистопольской тюрьмах было легче и чище, чем сейчас, когда пришли деньги, власть и прочие "медные трубы", а с ними воровство и амбиции. Полагаю, что и вы, крымские татары, с этими явлениями столкнулись. В других наших странах - то же самое, те же процессы идут. Но вместе нам будет легче очиститься, спланировать и построить наше собственное будущее.
В этом - наше ОБЩЕЕ дело
_______________________________"Крутым", как сейчас говорят молодые... Дед же колымчанин, "старый каторжанин", как он себя называл. Да и звали его на Колыме - "Батя", что очень заметно по его "классической" фотографии, которая многократно опубликована в различных изданиях... Помню, что основные воспоминания деда были связаны с Чечней да с Колымой.
Дед крепко "вбил" в меня и уважение к другим народам, и к своей стране, в которой чувствовал себя хозяином. Он считал себя лично ответственным за окружающее, за свою землю и все, что на ней есть. Это, как сейчас кажется, остатки того раннеромантичного большевизма: "Мы наш, мы новый мир построим...". Вот построил, наконец, а тут непорядок. Значит надо сразу вмешиваться. Быстро и без рассуждений! Прямая, непосредственная реакция на зло, хоть даже и мелкое.
Как-то шли мы в начале 60-х мимо магазина, а у входа бабуля продавала семечки. Видим, подходят двое дружинников, начинают ее прогонять - тогда это "спекуляцией" называлось. Бабка плачет. А дружинники ей и говорят, что, мол, давай-ка, насыпай нам в карманы, тогда отпустим...Дед мгновенно налился кровью и кааак заорал на них... страшно так, я ж маленький был. Лишь позже я узнал - лагерный, тюремный был этот взрыв. И "молодцы" те тоже перепугались, почуяв необычную такую энергию, сразу смылись.
Примерно так же он реагировал и на куда более страшные вещи, вроде геноцида тех народов, которые так любил, особенно кавказцев. Оттуда он принес в семью особые традиции справедливости, поведения, в том числе уважения к старшим, неприязни к любому шовинизму, превосходству одной какой-то нации...
К нам часто приходили дедовские друзья-чеченцы еще с гражданской войны. Тогда же большевики были восприняты как освободители от реального царского империализма. Поэтому их и приняли как своих. И я однажды спросил дедушку, как же так, почему те же чеченцы уже сейчас не могут полностью воспользоваться ленинским "правом наций на самоопределение" и немедленно уйти из СССР? На это дед ответил, что тут диалектика - надо посмотреть, кто именно хочет такого, какие классы? Для пролетариата же не нужно куда-то уходить!
И я успокоился. На время. При всей такой диалектике, не заведомо злой или обманной, была одновременно, повторяю, и такая мгновенная реакция на зло. При этом дед и ожидал и требовал такого же от наших партийных вождей. Он считал их молодыми, он САМ делал эту революцию, эту новую страну. А что были ошибки и преступления, то, вот, сейчас их и поправим, все вместе, группой товарищей.
Всю или почти всю эту идеологию, как помню, взяли на вооружение и многие крымские татары. Причем, я уверен, так же искренне, как и мой дед, несмотря на кажущиеся сейчас предположения, что это выглядело временной тактической игрой для одной цели - домой!
Первым, кто отказался от таких "ленинских" исходных посылок активности, был, пожалуй, Мустафа Джемилев, молодой да ранний, уже начитавшийся самиздата, наобщавшийся с московской продвинутой интеллигенцией, которая все более заменяла стариков-ленинцев в оппозиции советскому режиму.
А кого из крымских татар, кроме Мустафы Джемилева, Вы еще знали? Вообще интересно, какое первое впечатление на Вас - мальчика из интеллигентной московской семьи - произвели крымские татары?
Впечатление произвели пугающее. Я начитался псевдоисторических книг про татаро-монгольское нашествие, да и в школах непрестанно пугали этим. Казалось, что все беды на Руси - от татар, а какие они там, крымские али казанские, неведомо, даже еще страшнее - эк как их много разных, ползут отовсюду, окружают...
Но не крымские татары (Мустафу я вообще так не позиционировал, он был старше, говорил со всеми старшими на равных и все про умное), а вот моей учительницей стала Зампира Асанова [в этом месте мой собеседник улыбается; в нашей беседе он не раз с большой теплотой вспоминает Зампиру-ханум. - Г.Б.]. Я же был шестнадцати лет, а тут такая старая и умная тетя - 27 ей, куда мне! Да еще Ленина читала - знала его со страшной силой, я и спорить не мог.
Она часто бывала у деда, но поражала по сравнению с другими своей моторностью, активностью, вечными разъездами и заданиями, которые давала и мне. Я чувствовал себя причастным к творящейся истории, и Зампиру считаю моей первой учительницей в искусстве убегать от слежки, например...Но внешности ее я пугался - вдруг прыгнет на коня, да кааак саблей полоснет, мало ли что... (Смеется.)
Научили в школе, да и сам начитался. Вот тут дед промах дал, не усмотрел, не объяснил. Это ж только сейчас пошли версии исторические, что и крымские татары - не те, а те, кто были, вовсе даже и не иго принесли, а наоборот, порядок, культуру да просвещение...
Важным отличием активности крымских татар от других народов, приезжавших в Москву, была полная, абсолютная вписанность в Москву, ее особенности, менталитет, как сейчас говорят. В своей активности крымские татары как бы "забывали" о своей главной цели, казались (и были!) озабоченными всеми теми же проблемами, что и мы все тут! Казалось, что даже собственные проблемы их менее интересуют.
Не было такого, как у других репрессированных народов: приехали, побродили по московским квартирам, нажаловались, да уехали - нет!..
Ну что могло нас всех - русских ли, евреев, татар и других сблизить больше, чем вот такое совместное противостояние и преследования за него?!
Они (вы!) были, как сейчас говорят, вписаны, встроены в общую, даже мировую работу по изменению нашего общества, вот что чрезвычайно важно, необычно и, к сожалению, практически не понято, не исследовано. Вклад крымских татар в крушение бандитской власти на самой ранней стадии новейшего сопротивления - совершенно не оценен. И это ужасно...
Алексей Олегович, к сожалению, сейчас связи российского правозащитного и крымскотатарского движений значительно ослаблены. Как на Ваш взгляд - историка и правозащитника, - правильно ли это? Ведь это были достаточно "родственные" движения; да и сейчас крымскотатарское движение последовательно отстаивает демократические принципы и, наверное, именно этот воспитанный в рамках национального движения демократизм - основная причина того, что возвращение крымских татар на родину проходит без кровавых конфликтов... Как думаете, есть сейчас у правозащитников и активистов крымскотатарского движения общие темы, точки соприкосновения, как преодолеть некоторую "полосу отчуждения"?
Ослаблены не только связи, но и сами эти движения. Многое изменилось... Но не все. Еще осталось немного свидетелей старых добрых правил. Но бал уже правят совершенно другие люди! Откуда они взялись, я даже не сразу понял. Вроде те же люди, ранее уважаемые, но менее заметные, чем Сахаров, Григоренко, Каллистратова, Подъяпольский, Алтунян, Великанова и многие-многие "авторитеты", эталоны добра и этики. Но они уже умерли, а их место как бы заняли совсем иные, принесли "другую этику". Пришли деньги, а с ними и новые отношения... Это Запад пришел, которого мы тут так долго ждали. Спасибо, дождались.
Но вот потихоньку, пользуясь своей геополитикой, историей пытаемся мы, русские, голову и на восток повернуть, да шея еще не слушается, закостенела - мы ж уже (еще) не русские - советские...
Тут бы нам и помог кто, но кто - узбеки разве? таджики? А если бы вы, наши старые добрые друзья, ставшие нам братьями, с которыми мы пережили то страшное время...
Правильно я понимаю, что под "старыми добрыми друзьями" вы подразумеваете крымских татар?
Совершенно верно! Неужели наш общий исторический опыт, старый потенциал, эта дружба - уйдут, исчезнут? Почему бы не собираться вместе опять? Кто и что мешает? Времени нет? Разные страны?
Но посмотрите на реальность - Украина и Россия тягаются за Крым, демонстративно не замечая ЧЕЙ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ!!!
В обеих этих странах у власти бывшие советские. Где хуже, где лучше, но все оттуда из старого и страшного режима. У них шовинизм - в крови и в плоти, " в животе", как я часто говорю. Они не только не имели нашего опыта познания и спасения национального достоинства, они противодействовали нам. Выражаясь их языком, они наши "классовые враги".
Это не означает, что мы должны их "мочить в сортире", как говорит наш полковник КГБ, но поодиночке они нас сожрут, это точно.
Я переписываюсь со многими своими лагерными друзьями из республик бывшего СССР - одну баланду мы вместе хлебали, понимаем друг друга куда лучше, чем каждого из нас - в своей стране. Это гигантский и искусственно невостребованный потенциал! Ребята это все понимают, поддерживают идею какого-то объединения, для решения тех вопросов, которые оказались, вдруг, общими для всех нас.
Да, это неожиданный, даже удивительный взгляд... Многие ваши коллеги по российскому правозащитному движению заражены вирусом "великорусского шовинизма"... Этот тот "пробный камень", на котором "ломаются" даже самые признанные демократы (уж не говорю о большинстве российского социума, тяжело больного ксенофобией и нетерпимостью по отношению к инородцам всех мастей)
...Так вот. Лучшей и центровой геополитической площадкой для решения наших столь похожих проблем, для хотя бы временного объединения, для реальной народной дипломатии, для выработки наиболее точных прогнозов и верных решений я вижу именно Крым, крымскотатарский народ.
Можно это чуть ли пафосно подать - НОВАЯ МИССИЯ. Но эта миссия - реально же была, она не новая, все это уже было, когда именно крымскотатарские активисты "тащили" на себе московское диссидентство!
Почему бы не организовать периодический международный, межнациональный Форум именно в Крыму? И по новейшим национальным проблемам, по теме бывших и новых политзаключенных - масса же есть важнейших "повесток дня", "вызовов и угроз", которые нельзя решать нам по отдельности!
Почему бы вам не собирать всех нас, разумных "демократов", правозащитников из всех новых, свободных республик?
Мне кажется, идея совместных форумов, направленных на сближение и интенсификацию общения и взаимовлияния очень верная. Я надеюсь, что она найдет отклик не только у наших читателей, но и у тех, кто может способствовать ее воплощению в жизнь...
Не надо забывать и о начавшемся страшном разделении мира на исламскую и иные цивилизации, на Север и Юг. Нас пугают самыми ужасными, эсхатологическими прогнозами.
Кто будет первым мостом в таком разделении? Кто сможет хотя бы начать преодоление той разобщенности народов, которая, по Сахарову, угрожает человечеству гибелью?
Не крымскотатарский ли народ?!
Может быть, Вы и правы... А теперь мой последний вопрос. Чем занимаетесь сейчас Вы, ваши родные?
Мама и жена инвалиды... Кому счет предъявлять: власти? себе? Сын работает в нашем деле, ведет крупнейший правозащитный портал в Интернете "Права человека в России", я счастлив, что он тоже с нами. А себя называю то зеком в действующем резерве, то "инвалидом перестройки", а то и кавалером ордена Сутулова и медали Горбатова потому, что страшнее нового перестроечного времени ничего не видел. Нет ничего ужаснее, чем терять друзей, видеть предательство и подлости от... своих!
Даже на зоне, в психушке, в Лефортовской и Чистопольской тюрьмах было легче и чище, чем сейчас, когда пришли деньги, власть и прочие "медные трубы", а с ними воровство и амбиции. Полагаю, что и вы, крымские татары, с этими явлениями столкнулись. В других наших странах - то же самое, те же процессы идут. Но вместе нам будет легче очиститься, спланировать и построить наше собственное будущее.
В этом - наше ОБЩЕЕ дело
Как мы, русские, понимаем других,
их беды и страдания?
Нет лучшего свидетельства этому,
чем творчество
замечательного поэта
Виктора Некипелова,
замученного в наших лагерях...
их беды и страдания?
Нет лучшего свидетельства этому,
чем творчество
замечательного поэта
Виктора Некипелова,
замученного в наших лагерях...
Я — крымский татарин. Я сын этих солнечных гор.
К которым сегодня прокрался украдкой, как вор.
Брюзгливый чиновник, потупивши рыбьи глаза,
Мне выдал прописку на двадцать четыре часа.
Поклон Аю-Дагу и сизой, туманной Айле!
Как долго я не был на горестной отчей земле!
Вот дом глинобитный, в котором родился и жил.
Ах, как он разросся, посаженный дедом инжир!
А наш виноградник и крошечный каменный сад,
Как прежде, наполнены праздничным звоном цикад.
Тверды и упруги, темны от дождей и росы,
Как дедовы руки — бугристые мышцы лозы.
Мускат дозревает! Да мне урожай не снимать.
Крадусь по задворкам отцовского дома, как тать.
Вот белый колодезь и тоненький, певчий родник…
В саду копошится какой-то лихой отставник.
Он погреб копает (а может быть, новый сортир?),
Ах, что он наделал — он камень в углу своротил!
Плиту вековую под старой щелястой айвой,
Где все мои предки лежат — на восток головой!
Он думает — козьи, и давит их заступом в прах, —
Священные кости… Прости нечестивца, Аллах!
Как долго и трудно мы смотрим друг другу в глаза.
Он кличет кого-то, спуская гривастого пса.
Не надо, полковник! Я фруктов твоих не возьму.
Хозяйствуй покуда в моем глинобитном дому.
Я завтра уеду обратно в далекий Чимкент.
Я только смотритель, хранитель отцовских легенд.
Непрошеный призрак, случайная тень на стене,
Хоть горестный пепел стучится и тлеет во мне.
Я — совесть и смута, и чей-то дремучий позор.
Я — крымский татарин, я сын этих солнечных гор…
---------------------------------
за возвращение в Крым |
Комментариев нет:
Отправить комментарий