О развитии

«Власть отвратительна
 Как руки брадобрея»


(О. Мандельштам)

     Эта записка адресована тем руководителям, которые хотят прогресса и развития своего дела. То есть тем, кто сомневаются: правильный ли путь развития выбрали они сами? в нужном ли направлении развивается их дело? хорошо ли работает руководимая ими организация?
     Тем, кому все ясно, кто не спешит и не волнуется – и читать незачем. Но тем, кто знает, что «сомнение – двигатель прогресса», надеюсь, поможет эта записка.
     Исходные посылки.

     Выше была приведена известная цитата о сомнении. Но потребуется опираться еще на несколько словарных определений. Почему нужен словарь? Да просто потому, что в обычной жизни мы употребляем слова не в их исходных, а в удобных нам значениях. Потому и путаемся.
     Итак, начнем с посылки, что каждый разумный руководитель стремится к прогрессу, развитию его организации. А иногда и саморазвитию, самосовершенствованию.

Большой энциклопедический словарь: 
«ПРОГРЕСС – (от лат. progressus - движение вперед) - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному... РАЗВИТИЕ - биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез
Толковый словарь:
 «РАЗВИТИЕ,
1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
2. Степень сознательности, просвещённости, культурности»


     Об этих определениях стоит задуматься - в них вдруг оказались слова: «эволюция,… революция,… жизнь,… существование» и даже «сознательность, просвещенность, культурность»
     Если эти слова Вас не пугают, будем двигаться дальше. 


     «Регресс» 
В обиходе каждый встречался с утверждением, что руководителями «сейчас» (хотя это говорится в любое время) люди становятся в результате не прогресса, а наоборот – регресса. Или, в обиходе, «известно, ЧТО всплывает». Многие уверены, что не лучшие идут во власть и не лучшие становятся начальниками. Наоборот, повсеместно идет «антиестественный отбор». «Наверху» оказываются худшие - те, кто не озабочен моральными ценностями и интеллигентской рефлексией, кто не обладает лучшими человеческими качествами и даже такие, что представляют собой худшие образцы человеческих качеств...
     Записка претендует на объективность. Автор - сам руководитель государственных, общественных и коммерческих организаций, начавший, однако, с заводского слесаря, не сразу угодивший в «начальники», не делавший карьеру «по головам». Но в трудные минуты автору часто казалось, что вокруг одни уроды и враги. Бывало даже паническое состояние, когда все вокруг казалось гибельным - не с кем посоветоваться, не к кому обратиться, поделиться… Но разве нет врагов? Они есть! Это и конкуренты, и завистники, и карьеристы, и политические, деловые и другие противники. Они и в самом деле спят и видят, когда Вы, наконец, уйдете, а лучше – сдохнете. И не сразу пришло понимание, что Вы стали куда более зависимы, чем в то время, когда были по-настоящему свободны, когда у Вас не было ни власти, ни денег, а была настоящая свобода – время и право не только думать, но и говорить то, что Вы считаете правильным, нужным и важным. А сейчас-то Вы должны, Вы вынуждены жать руки негодяям и увольнять хороших людей. Во имя дела…


«Вы обречены» 
     Каждый Ваш шаг на виду. Вы стали публичной фигурой и потому более связаны, чем другие, в первую очередь – Ваши нерадивые сотрудники… Вы очень уязвимы и потому должны защищаться сами и защищать Ваш капитал – сотрудников, контору, дело, семью, деньги и самого себя. В пределе так и было – Вас ждали, караулили, готовили донос и пулю, писали подметные записки, интриговали, жаловались. Но Вы выжили! Чему сами иногда удивляетесь. И даже дело Ваше, к Вашему же собственному удивлению, все еще живет. Но чем больше Вы к нему прикипаете, тем больше становитесь от него же зависимым, а значит – несвободным. И доходит до того, что уже само дело, его процессы управляют Вами, а не Вы ими. Что можно сделать в такой ситуации? Как остаться самим собой? И можно ли так ставить вопрос, что неплохо бы не только сохраниться, остаться человеком, но и развивать свое дело, развиваться самому? Что нужно для этого? 

«Честным быть выгодно»
      Никакой лирики и морали. Просто Вы будете куда более успешны, дело Ваше и Вы сами будете развиваться, а не вырождаться, если обдумаете такие, например, ходы. Если будете вести свои дела открыто, показывать результаты, правильно отчитываться и платить налоги, тогда сможете дать широкую рекламу, а не прятать свою организацию от глаз людских и налоговых. И конец тогда жульманам-конкурентам. Кроме того, Вы получаете и свой драйв, свое хорошее настроение, спите спокойно, а наутро идете на работу с радостью. И Ваши сотрудники так же. Все становятся продуктивны, а значит - лучше работает Ваша организация, растет ее результат. 

«Идеология» 
     Почему бы Вам самому себе не создать комфорт, чтобы и сама работа была не в тягость, а в радость? Если Ваши сотрудники работают только за деньги, а не за идею – пришло Ваше время поработать. Японцы же не из-под палки поют по утрам гимны своих фирм – это простая утренняя психологическая зарядка для них же самих, работают же они на износ. Не бойтесь идеологической работы. Не будет работать долго и успешно контора, в которой сидят фашисты или другие людоеды. Знайте моральные и политические пристрастия Ваших сотрудников – в том нет ни греха, ни нарушений закона. Вы же не увольняете их немедленно, не лезете к ним в душу. Объясните им, что к чему. Не можете, не умеете, не хотите – найдите того, кто сможет, хоть на полставки, хоть на время – пусть объяснит людям: что хорошо, а что плохо. Ибо это самый популярный вопрос, если копнуть Ваших людей. Религиозную мораль убили давно, а коммунистическую недавно. Вот и болтаются люди как в проруби. Почему бы не помочь им определиться? Западные спецы называют такую идеологическую подготовку частью missions statement – базовых систем ценностей каждой уважающей себя организации, той базой, на которую нарастает все остальное – и кадровая работа, и регламент, и планы организации. Почему бы не взять хорошее и с Запада? В самом деле, если кто-то из Ваших сотрудников уверен, например, во вредности евреев, либо готовы мочить чернож… в сортирах, либо жаждут смертной казни всем, кто им не нравится – это тикает бомба в Вашей организации. Рано ли поздно рванет, не сомневайтесь. Ничего личного. Никакой морали-политики. Но как руководитель, взявший на себя ответственность за людей и дело, Вы не имеете морального права не предвидеть последствий для Вашей организации, да и для Вас лично. 

«Кадры» 
     Перед Вами всегда один и тот же выбор: кого принять работу из двоих кандидатов: профессионала, но негодяя? или дилетанта, но порядочного человека? И не надо утверждать, что легко найдете порядочного профессионала. Или, что эти понятия рядом. Ерунда! Профессиональны и палач, и наемный убийца… Ответ один - брать дилетанта. Во-первых, потому, что такой Вам об этом сам скажет, врать не сможет как порядочный человек. Во-вторых, Вы сможете его обучить, поскольку он сам предупредит, способен ли научиться и надо ли трать на него время и деньги. Научите хорошего человека хорошему делу - воздастся Вам и Вашей конторе. Но возьмете подонка-профи - он Вас и подставит так, что мало не покажется – профессионально. Как видите, никакой морали, голый расчет. 

«Контора-машина» 
     Ваша задача – инженерная. Вы должны, по-сути, как инженер изготовить каждую деталь, каждый узел Вашего механизма - Вашей организации. Затем собрать их вместе, точно подогнать друг к другу, испытать на различных стендах, убедиться, что все работает именно так, как Вы и хотели. Затем Вы включаете свою машину и можете перекурить. Ибо хорош тот руководитель, кто «курит», а не работает, т.е. не стоит-надзирает над своим механизмом, чтоб здесь подержать, там подкрутить отваливающееся… Если руководитель ничего не делает – это хороший руководитель. У него все процессы поставлены, идут как надо, машина работает! Но люди – не детали, а организация не машина. Все течет, все изменяется. Особенно люди. Да еще, кажется, мы говорили о развитии. Но зачем развиваться с таким трудом пущенной машине, если она уже хорошо работает, дает высокий результат? Все подвергается износу, а дорогу осилит – идущий. Чего ж стоять и смотреть, когда машина сломается? – надо идти делать другую, новую, передавать дело молодым. Помните, срок износа любого начальника всего несколько лет! В крайнем случае, можно продлить на немного. Потому и президентствуют по тем же срокам. Руководитель – та же машина и есть у него свой срок эксплуатации. А по другой аналогии Ваше дело - это Ваше дитя. Оно взрослеет и уйдет от Вас рано или поздно. Не нянькайтесь с уже взрослым. У него уже свой путь, а Вы тут с памперсами… И Ваши действия уже не только не помогают, а прямо вредят Вашей же организации! Горе тому, кто этого не увидит вовремя, сидит десятилетиями за своим столом тупой, психованный и вредный для своего же дела. 

«Темп» 
     Скорость Вашей работы может не совпадать со средней скоростью работы Вашей организации. Значит, то ли Вы спешите (тормозите), то ли Ваша контора? Определите как можно точнее нужную динамику. Но помните, что это очень изменяемая величина, зависит от окружения, других обстоятельств. Угадаете – быть развитию. 

«Управление» 
     Успех будет, если найдете золотую середину между такими губительными крайностями «хаос в управлении» – «диктатура начальника», «закрытость организации» – «проходной двор», «семейная фамильярность отношений» – «сухой формалитет». И не уповайте на «инжиниринги», матричные схемы, менеджмент качества и электронные системы, то самое, что советуют применять современные теоретики. Их лозунг - «мы научим Вас тому, что не умеем делать сами». Убедитесь, что Ваша организация и сотрудники на самом деле готовы к современным методикам управления. Не то будете пытаться внедрять дорогие ERP-системы среди бардака и мата, удивляться, что бомжу никак не подойдет фрак. Сделайте организацию сначала – «нормальной».
«И швец и жнец» 

«Делегируйте все» (Де-Голль) 
     Не делайте все и без конца сами по принципу «а ну вас всех! лучше уж самому все сделать…» и т.п. Коммерческий директор или бухгалтер должен тут же подойти и сказать: «Вы слишком дорого нам обходитесь, дорогой начальник. Организация не может позволить себе, чтобы Вы занимались не своим делом…» Если он не скажет Вам этого – увольте его. Руководите только руководителями. Не лезьте в чужие уже теперь дела – дайте людям работать. И еще. Какой бы простой и понятной не казалась бы Вам созданная Вами же организация, это уже сложная система. Следовательно, и Ваш управленческий подход должен быть системным, учитывающим массу факторов. Не стремитесь управлять всем сразу. Помните о наработанной историей системе сдержек и противовесов во власти, о разделении властей. В благополучно забытом Вами и сотрудниками Уставе Вашей же организации такая система в потенциале уже есть: коллегиальный орган управления, исполнительный и «судебный». В самом деле, почему бы не нагрузить мертвую ревизионную комиссию и функциями решения неизбежных внутренних споров? Или Вам так нравится делать это самому? И почему бы не возложить ответственность за выработку «основных направлений деятельности» на уставную же структуру – Правление, попечительский, директорский или иной совет? И почему бы, наконец, не сделать «крайним» за результат исполнительную власть – дирекцию? Не беспокойтесь за то, что Вам нечего будет делать. Вы запустили машину, Вы сделали это! Она уже работает без Вашего ежеминутного надзора, не буксует, пока Вы в отпуске. Теперь можно двигаться дальше и выше – начать собственно развитие.

«Ты меня уважаешь?» 
     Уважайте Ваших сотрудников. Даже больше, чем самого себя. Будьте более вежливы и доброжелательны, чем есть на самом деле. Не приказывайте (кроме письменных распоряжений) - просите. Но так просите, чтобы понятны были последствия неисполнения… Но даже просить Вы не можете, пока не создадите сотруднику все условия для работы. Ваш ход первый. Сначала рассчитайте и дайте все ресурсы, потом требуйте адекватный результат. Не ждите мильона с копейки, такого не бывает. Спрашивайте работников постоянно: все ли у них есть для работы, не надо ли чего еще? Тогда и только тогда Вы получаете право спрашивать с них. Уважайте себя, свою организацию, свою должность. Не захламляйте офис бумагами, газетами, техникой, сувенирами и пр. Не обольщайтесь что помните, где и что лежит. Каждый Ваш гость и сотрудник справедливо считают внешний хаос неуважением к ним, и даже хуже – они могут подумать, что такое же и у Вас в голове, хотя Вам-то ясно, что это не так, и что Вы здесь самый умный. Уважайте не только своих сотрудников, но и людей вообще – отвечайте на звонки и письма. Последнее сейчас не соблюдается тотально. Проще было получить ответ от Сталина, чем от современного руководителя. И неясно, чья реакция хуже. Вы можете довести внешнего клиента, партнера или коллегу до исступления уже своей замедленной реакцией, или вообще отсутствием таковой. И чем больше будет таких случаев, тем ниже будет Ваша репутация. Впрочем, репутацией можете, как всегда, пренебречь, но рейтинг вашей конторы уж точно будет падать, а вместе с ним и Вы, коммуникабельный, и Ваше дело. Уважайте свое учреждение. Не уважаете окружающих, значит, не уважаете свою контору, да и самого себя. Тогда не ждите и от других уважения, т.е. - успеха, развития и прибыли.

«Приказы и распоряжения» 
     Не умеете (не успеваете) поставить задачи сотрудникам? Отпустите их домой. Пусть они отдохнут от Вас, а Вы от них - потом все будут лучше работать. Принудительная «высидка» с учетом пропащего времени убивает организацию и инициативу. Ваш лозунг: «Нет работы - иди домой». И вина в том, что работы нет, только Ваша, не переваливайте ее на других. И не затевайте искусственную занятость – дочь советской экономики. Нет хуже, чем выполнять глупое и бессмысленное задание. Не следуйте принципу – пусть сами ищут себе занятие. Не надо учить людей плавать, бросать в воду и наблюдать – выплывут ли… Люди не котята, и Ваш метод обернется потом против Вас. Учите их плыть, помогите на старте. Убедитесь, что в самом деле помогли и научили. Есть для того много методов: от прямого общения, до анонимного анкетирования, если, конечно, Вас вообще интересует, что думают Ваши сотрудники о работе, об организации, да и о Вас лично. Кстати, а что они и на самом деле думают? 

«Стукачи» 
     Если Вы пользуйтесь услугами шептунов, если Вас одни Ваши сотрудники деликатно «информируют» о других – Ваше дело совсем дрянь. Или Вы не видите собственную организацию, что требуются Вам «информаторы»? Или не понимаете, что стукача «вычисляют» сразу, начинают использовать в своих целях, как подающего Вам же дезинформацию? Если Вы настоящий босс, увольте доносчика - ему первый кнут. Он как раз тот, кто продаст и Вас, и организацию за деньги, за карьеру или просто за свой больной «интерес». Не опускайтесь до его уровня. Все равно все всплывет, вдобавок к имеющемуся. Как и всякий живущий организм, Ваше дело, если оно и впрямь живое, тоже имеет свои естественные отправления. Следите за здоровьем! 

«Руководитель, не воруй!» 
     Подводите под свои действия моральную базу, объясните хотя бы себе – для чего и почему Вы делаете то или иное с деньгами. Оптимизировать налоги Вам поможет сама налоговая – есть процедуры. Никогда Вы не сможете создать ту самую базовую «миссию», на которой стоит Ваше дело, если Вы не хотите или не можете наладить его цивилизованно. Посмотрите, куда движется страна, ее политика. Следите за событиями – они явно идут в нормальную сторону, к чистому бизнесу. А примеры Березовского-Ходорковского не должны пугать. Дело же не в том, что олигархи решили стать прозрачными и цивилизованными. Они просто полезли «не в ту степь», взялись за несвойственную и чуждую им работу. 

«Совмещение профессий» 
     Не совмещайте, делитесь. Если Вы занимаетесь бизнесом, и вдруг Вас потянуло в благотворительность, либо в политику или другую общественную деятельность, спросите себя – зачем Вам это? Для имиджа? Так пригласите мордодела (имиджмейкера) – недорого! Для успокоения души? Так пригласите профессионала-консультанта – он объяснит как надо. А не то Вы будете работать в общественных делах так, как привыкли в бизнесе. И не миновать тогда Вам камеры или Интерпола как в известных уже случаях. Сама общественная работа (правозащитная ли, политическая или чисто благотворительная) тоже все больше напоминает бизнес. И менеджмент тот же, и языки все ближе, и деньги там и там большие крутятся… Идет встречное движение и подчас не разобрать - где бизнес, а где благотворительность? Если Вы руководите бизнес-структурой – найдите профи, которому доверяете и ставьте на общественную работу. Дайте только основные установки, направления – какие хотите делать и забудьте на месяц, полгода до отчета. Но не забудьте ресурсов дать, чтоб не спрашивать потом – почему не выполнили? Если Вы руководите общественной организацией и хотите добывать средства от ее же бизнеса (такое допускается законом) – не делайте этого в лоб, не покупайтесь на красивые фразы в законодательстве об общественной работе. Откройте ПРИ Вашей некоммерческой организации – коммерческую структуру, учредите ее, сделайте такой договор между обоими, чтоб полностью держать бизнес под контролем, не дать ему подмять, заменить или подставить Ваше первое общественное дело и – вперед, будете успешно работать! 

 Москва, 2000 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы